Lapshin.org
Суккуленты
🏠 Коллекция
Петра Лапшина
Каталог
для заказа
Наша
группа VK
Путешествия,
ботсады 🌴
Фотоатлас
суккулентов
Библиотека
статьи, уход
Определялка
голландцев 🌵

Российское общество по изучению кактусов и других сухолюбивых растений - РОИКС
Секция кактусистов МОИП
К началу сайта // Работа секции // Журнал секции // Контакты  
К оглавлению выпуска

ЖУРНАЛ "КАКТУСЫ И ДРУГИЕ СУХОЛЮБИВЫЕ РАСТЕНИЯ" - выпуск 11 (1 за 2002 год)


ИЗ ИСТОРИИ КАКТУСОВОДСТВА

ИЗ ВОССПОМИНАНИЙ ОБ И.А.ЗАЛЕТАЕВОЙ
Т. М. Клевенская

    От редакции: В предыдущем номере (2001, № 3-4) мы, в связи со 100-летием Ирины Александровны Залетаевой, начали публикацию воспоминаний о ней. Было принято также решение считать 2002 год годом И.А.Залетаевой. Сегодня своими воспоминаниями делится Татьяна Марковна Клевенская.
    Татьяна Марковна – ботаник-цветовод, после окончания МГУ много лет работала в ботаническом саду МГУ, где курировала оранжереи. Затем была приглашена на работу в редакцию журнала «Цветоводство», где возглавляла отдел любительского цветоводства. По долгу службы много ездила по стране, посещала ботанические сады, знакомилась с опытом передовых цветоводов. Неоднократный участник ВДНХ, награждена Серебряной медалью. Много лет преподавала цветоводство и ботанику на курсах цветоводства МГООП, в специальном профессиональном училище. Уйдя на пенсию, продолжает активно работать в области цветоводства: редактирует и переводит с немецкого специальную литературу, является автором нескольких книг, преподаёт в учебном центре «ЭФ Дизайн». Недавно вышла из печати её книга, посвящённая суккулентам, коллекцию которых она выращивает у себя дома (сансевьеры, хавортии, гастерии). Ею собрана богатая библиотека по цветоводству закрытого и открытого грунта. В настоящее время работает над книгой воспоминаний о цветоводах 50 – 70 гг.
    Гл. редактор Н. Г. Балашов

С Ириной Александровной я познакомилась в конце 50-х годов, когда мой руководитель в Ботаническом саду Анатолий Васильевич Болотов порекомендовал мне познакомиться с интересной коллекцией кактусов. Ирина Александровна уже тогда по состоянию здоровья мало выходила из дома, но у себя охотно принимала посетителей. После первого же визита она пригласила приходить ещё, и мы постепенно подружились, несмотря на значительную – около 30 лет – разницу в возрасте. Нам было всегда интересно разговаривать на самые различные темы, и разницы этой мы совсем не замечали.

Она жила тогда в комнате большой коммунальной квартиры в старой Москве, в Трубниковском переулке. Условия для роста и развития кактусов были совсем не лучшие – высокий первый этаж, два не слишком хорошо освещенных окна. Но вся коллекция выглядела прекрасно, недаром ею так гордилась Ирина Александровна: все растения в одинаковых пластиковых горшочках (горшки её собственной конструкции с выдвижным дном). Она вообще очень любила такой современный материал как пластмасса, и многое у неё в доме было из этого материала – разнообразные полочки, абажур, столешница, настольная лампа, изготовленная по её эскизу.

Все растения были прекрасно ухоженными, многие цвели, если белоопушенные (эспостоа, цефалоцереус) – то снежно-белые. Великолепно развитые колючки ферокактусов, пышное цветение ребуций и нотокактусов ... В то время величайшей редкостью были, например, ариокарпусы и ацтекиумы, недаром ими так гордилась Ирина Александровна. Тогда в её коллекции было около 250 видов, но она постепенно расширялась в основном за счёт посевов. С гордостью показывала она письмо одного англичанина, который, прочитав в журнале о любительнице, выращивающей кактусы в Москве, написал письмо, где снисходительно спрашивал, какие растения она выращивает, наверное, эхинопсис и беловолосую опунцию? И как он был поражен, получив ответ на прекрасном английском языке с фотографией отдельных фрагментов коллекции, с глубокими профессиональными вопросами.

С 1958 г в стране стал выходить первый и многие годы единственный журнал «Цветоводство», и И. А. стала его активным автором. Всего в нём было опубликовано около 30 её статей, причём очень интересно проследить, как углублялась их тематика – от первых самых простых и сейчас кажущихся наивными статей до серьёзных углубленных вопросов (например, о причинах фасциации у кактусов). В них как в зеркале отразился весь путь развития нашего любительского цветоводства.

Очень много сделала И. А. для развития работы подсекции кактусов в секции цветоводства МГООП (Московское городское общество озеленения и охраны природы). Она была основана в 1953 г. группой энтузиастов-любителей, куда входили такие ветераны, как Н. Л. Любимов, Ф. Ю. Гельцер, заведующий оранжереей кактусов Главного ботанического сада АН СССР Ф. П. Антоненко. Ирина Александровна вступила в секцию в 1956 г и сразу предложила много нововведений. Прежде всего это касалось докладов, которые делали члены секции. Каждый был посвящён определённой группе кактусов. Нужно вспомнить, что в то время литература о кактусах на русском языке практически отсутствовала, была лишь книга Курнакова и Дьякова, изданная маленьким тиражом в Ленинграде, да небольшой раздел в книге «Комнатное садоводство», написанная М. С. Ткачук из Киева. Но Ирине Александровне была знакома чуть ли не вся литература, изданная за рубежом – книги Буксбаума, Бакеберга, Хааге. Для каждого докладчика она внимательно подбирала литературу, помогала составить план. Каждый доклад в нескольких экземплярах перепечатывался на машинке (позже, и это огромное достижение, появилась возможность размножение этих материалов на ротапринте), так что через какое-то время каждый член секции мог иметь на руках достаточно объёмный сборник докладов – своеобразную энциклопедию по культуре кактусов.

Именно Ирине Александровне пришла в голову странная идея – порекомендовать меня, по сути совсем молодого специалиста – на должность председателя секции (сама она стала заместителем, поскольку по болезни не всегда могла присутствовать на собраниях). Но впоследствии оказалось, что это дало возможность устраивать собрания секции в ботаническом саду; облегчился доступ в оранжерею Ботанического сада. Позже был организован своеобразный триумвират – во главе секции, кроме меня, встали ещё опытный любитель, очень умелый цветовод Александр Иванович Гришаев и начинающий, но очень увлечённый любитель – архитектор Олег Николаевич Русаков, разработавший совершенно безвозмездно проект оформления выставки кактусов в оранжерее Ботанического сада МГУ (помню, что одна часть экспозиции была разработана строго в систематическом плане, другая же – в ботанико-географическом. К сожалению, безвременная кончина не позволила О. Н. Русакову осуществить этот проект). Но даже небольшая экспозиция кактусов на выставке цветов в ЦПКиО им. Горького, оформленная им, привлекла широкое внимание.

Когда членам секции впервые удалось после многих хлопот добиться разрешения на выписку семян из-за рубежа, из хозяйства В. Хааге в ГДР, И. А. составила руководство по посеву. Все семена внимательнейшим образом пересчитывались и распределялись (это было ответственное поручение, данное одной из членов секции Е. П. Шумской, очень точному и пунктуальному человеку). Вообще, И. А., очень интересующаяся людьми, всегда умела дать каждому поручение, соответствующее его характеру. Это было, вероятно, одной из причин успешной работы секции. Через какое-то время организовывался смотр сеянцев. Интересно, что многие знаменитые в Москве крупные коллекции, например, у З. Ф. Скафа, были созданы почти исключительно из посевов.

В секции было не слишком много людей, но все они были очень увлечёнными, преданными своему делу и очень бескорыстными – делились с начинающими черенками и семенами, организовывали экскурсии и т.д.

Даже не выходя из дома, И. А. всегда была в курсе всех «кактусных» дел не только в Москве, но и в других городах – помогала, подсказывала, способствовала организации клубов и секций по всей стране. Цветовод из Мукачево И. И. Жупан рассказывает, как он впервые придя к И. А., упомянул в разговоре о своём знании венгерского языка – и И. А. тут же посоветовала наладить дружбу с венгерскими клубами, поинтересоваться выходящей литературой, периодикой и т. п., что и было с успехом осуществлено. Очень помогла она и в организации клуба любителей кактусов в Архангельске – многолетний председатель клуба Г. Н. Спилгас рассказывала, как уговаривала её И. А. взяться за это дело, доказывала, что только она справится с этим.

Ирина Александровна была знакома с такими любителями и знатоками кактусов, как писатели Леонид Леонов и Юрий Герман. Среди её друзей были скульптор Вера Мухина, художники, музыканты, артисты... Она собрала прекрасную библиотеку – в ней были редкие издания начала ХХ века, издания классиков на разных языках. Очень она радовалась, когда муж привозил ей из зарубежных командировок иллюстрированные книги и альбомы, посвященные различным достопримечательностям, например, о замках Луары, о Париже и т.д. Предметом моей зависти было около 100 томиков Агаты Кристи в подлиннике, и она охотно давала их мне читать, а поняв, что моё знание английского оставляет желать лучшего, охотно стала заниматься со мной языком по своей собственной методике. Вообще, в ней было очень сильно это желание – поделиться своими знаниями, своим умением – будь то прививка кактусов, вязание, или новая система кроя.

Меня всегда поражала её работа с письмами – а их было очень много, особенно после публикаций в журнале «Цветоводство». НИ ОДНО ПИСЬМО НЕ ОСТАВАЛОСЬ БЕЗ ОТВЕТА. Все они заносились под номерами в специальную тетрадь, где отмечались даты получения и ответа, краткое содержание. Почти все статьи и заметки. поступавшие в журнал «Цветоводство», посылались к ней на рецензию, где она указывала на все положительные моменты или ошибки.

Среди её постоянных корреспондентов был простой колхозный плотник Егор Литош, человек, обладавший удивительным чувством слова, беззаветно любивший природу, писавший – и письма, и заметки в журнал – своим особым неповторимым стилем.
Он писал:

    К великим открывателям удивительного и необыкновенного следует не в последнюю очередь причислить Ирину Александровну Залетаеву. Она не открыла Америки, но она заново открыла и описала удивительный мир загадок и чудес природы, красоту и увлекательность обширного мира кактусов. Тот самый мир, который давно находится рядом с нами, но мимо которого так часто проходили, да и сейчас ещё проходят без внимания многие люди... Ирина Александровна несла свои знания, свет, силу и красоту ума, как и теплоту души – нашему народу.

(c) Copyrights since 1998, Peter Lapshin.
  Рейтинг@Mail.ru