Lapshin.org
Суккуленты
🏠 Коллекция
Петра Лапшина
Каталог
для заказа
Наша
группа VK
Путешествия,
ботсады 🌴
Фотоатлас
суккулентов
Библиотека
статьи, уход
Определялка
голландцев 🌵

Российское общество по изучению кактусов и других сухолюбивых растений - РОИКС
Секция кактусистов МОИП
К началу сайта // Работа секции // Журнал секции // Контакты  
К оглавлению выпуска

ЖУРНАЛ "КАКТУСЫ И ДРУГИЕ СУХОЛЮБИВЫЕ РАСТЕНИЯ" - выпуск 12 (2 за 2002 год)


ОСОБЕННОСТИ УКОРЕНЕНИЯ КАКТУСОВ ВЛАЖНЫХ ТРОПИКОВ
О способе укоренения над водой

Шишкин Р.В.

Российские кактусоводы встречаются с постоянными трудностями при культивировании кактусов, происходящих из полувлажных (или: семиаридных) тропических областей (под данными областями применительно к кактусам понимаются те, в которых существует достаточно длительный, не менее 6 месяцев, период дождей и избыточного увлажнения). К этим областям относятся: Центральная Америка и Северная часть Южной Америки за исключением постоянно влажной сельвы в Амазонии. Трудность культивирования кактусов, произрастающих в данных областях, связана прежде всего с повышенной требовательностью этих растений к высоким температуре и влажности воздуха. Состав почвы и регулярность увлажнения являются второстепенными факторами при учете особенностей их культивирования.

Следует признать, что не все кактусы полувлажных тропиков трудны в культуре. Среди них существует много неприхотливых родов, таких, как Hylocereus, Rhypsalis, Eriocactus, Harrisia, Selenicereus и некоторые другие. Но практически все представители указанных и близких к ним родов произрастают в лесу или в редколесье, они получают значительно меньше солнечного света, чем кактусы, произрастающие на открытых пространствах. В культуре они, как правило, нетребовательны, хотя для цветения им необходимо содержание во влажной оранжерее. С укоренением этих кактусов проблем, как правило, не возникает, и вегетативное размножение их легко может освоить начинающий кактусист.

Совсем иначе обстоит дело с представителями родов, населяющих открытые пространства полувлажных тропиков: побережий и островов Карибского бассейна, внутриконтинентальных районов Бразилии и Боливии, в т.ч. каатингу. Климат данных мест отличается чередованием сухого и влажного сезонов, высоким уровнем инсоляции. Сымитировать подобные условия на широте Москвы представляется маловероятным. Поэтому наши кактусисты встречались с постоянными трудностями при культивировании таких родов, как Melocactus, Discocactus, Uebelmannia, Buiningia, Arrojadoa и некоторых других. Мелокактусы показали себя растениями, способными адаптироваться к условиям культуры в умеренных широтах в большинстве своем из-за того, что многие поколения этих растений «прошли» через руки европейских кактусоводов, которые хорошо изучили их. Иначе обстоит дело с другими указанными родами. Все они происходят из сухих тропических саванн и редколесий с ярко выраженным сухим периодом. Корнесобственная культура их сложна, опыт воспроизводства корнесобственных растений минимален, а главное, непродолжителен. Так, еще в конце первой половины XX века дискокактусы были представлены в Европе единичными экземплярами, и первым, кто освоил культуру дискокактуса на прививке, был чешский кактусист Б. Яйо. /40-е гг./. Сведения о корнесобственной культуре Discocactus до 60-х годов XX века в литературе.не появлялись. Buiningia и Uebelmannia имеют еще более короткий этап культивирования в европейских коллекциях.

Специфические условия мест природного обитания «трудных» тропических кактусов и сложности в их культивировании выработали у западноевропейских и российских кактусистов стереотип восприятия этих растений как тяжелых в укоренении. Так, еще Р. Удалова отмечала, что корни мелокактусов обладают пониженной способностью к регенерации. В. Хааге также отмечает пониженную устойчивость и трудность в восстановлении корней мелокактуса. Ссылка на трудность культивирования мело- и дискокактусов из-за предрасположенности к потере корней содержится в книгах З. Бреме, А. Урбана и многих других. Резюмируя изложенные в литературе о кактусах данные, приходишь к выводу о слабой регенерации корней тропических кактусов и, соответственно, больших затруднениях, которые коллекционер испытывает при попытке укоренения привитых растений и растений, по каким-либо причинам потерявших корни.

Я на собственном опыте столкнулся с проблемами, возникшими при попытке укоренить Melocactus neryi. Это растение, приобретенное мной в 1994 году сеянцем диаметром 1,5 см предположительно посева 1992 г. к лету 1999 г достигло диаметра 7 см. Летом 1999 г. (в июне) я пересадил мелокактус в горшок, предварительно не проверив дренажные отверстия, которые оказались запаянными пластмассовой перегородкой. Обнаружилось это очень скоро, буквально в конце июля, когда кактус потерял корни, а земля при проверке оказалась поражена сине-зелеными водорослями. Я обработал растение раствором гетероауксина, подсушил и поставил на сухое укоренение в парник. Однако, к моменту вывоза кактусов в городскую квартиру (20 сентября) признаков укоренения не наблюдалось. Дома я поместил кактус во влажную тепличку с подсветкой лампами дневного света и вплоть до февраля 2000 г. чередовал поливы с засушливыми периодами. Но ни одна из методик укоренения успеха не приносила. К тому времени мелокактус потерял не менее 40% в объеме, и я практически смирился с его потерей.

«Happy end», как это обычно бывает по законам детективного жанра, наступил сколь неожиданно, столь и непредсказуемо. Эксперименты с многострадальным мелокактусом с интересом наблюдала моя мама . И когда я 5 февраля 2000 г. извлек растение из теплицы с твердым намерением отправить его в мусорное ведро, она попросила отдать ей мелокактус с целью попробовать укоренить по «народной» методике. Поскольку с неизбежностью потери растения я уже примирился, мне было все равно, попадет оно на городскую мусорную свалку сейчас, или еще через некоторое время, и я отдал его маме для опытов. Будучи опытным приусадебным цветоводом, мама поместила потерявший корни мелокактус в одну емкость с двумя случайно обломавшимися веточками рассады помидоров. Отличие состояло только в одном: помидоры располагались непосредственно в воде, а мелокактус был подвешен так, что вода не доставала примерно 0,5 см до стебля. Каково же было мое удивление, когда в конце марта 2000 г. я приехав после очередной командировки обнаружил на мелокактусе около десяти корешков длиной до 3-х см. Решив продолжить так успешно начатый мамой эксперимент, я продержал растение в таком виде до середины апреля. К тому времени корешки подросли примерно до 5-6 см длины, а также образовалось несколько новых. Корни помидоров, к слову сказать, значительно отставали в размерах. В таком состоянии кактус был посажен мной в горшок с нормальной почвенной смесью для мелокактусов и начал давать заметный прирост. Осенью 2001 г. этот мелокактус нери, достигнувший диаметра 10 см и обладавший очень красивыми, мощными колючками, был подарен мной одной московской любительнице кактусов, и, по ее словам, после зимовки чувствует себя превосходно.

Понимая, что подобное успешное укоренение могло быть вызвано сочетанием случайных факторов, я решил проверить закономерность укоренения тропических кактусов на других растениях. С этой целью в декабре 2000 г. мной были сняты с прививок начавшие покрываться вирусными пятнами Uebelmannia pectinifera диаметром 10 см, еще одна диаметром 7 см, Uebelmannia flavispina диаметром 8 см, также я намеренно срезал корни с двухлетнего сеянца Melocactus erythracanthus диаметром 2,5 см, и все растения поставил на укоренение «маминым» способом. В отношении первого растения замечу, что чистота эксперимента была нарушена. После срезания юбельманнии с подвоя я решил «облагородить» вид растения /оно было сильно запробковано/ и срезал все опробковевшие части, повредив, таким образом, около половины поверхности растения. Результаты эксперимента были таковы: первая юбельманния пектинифера погибла в период подсушивания, еще до помещения в емкость с водой, из-за слишком большой поверхности повреждения. Остальные растения к середине марта 2001 г. успешно образовали корни и были высажены мной в нормальную почву и на момент апреля 2002 г. продолжают нормально развиваться как корнесобственные.

Было очевидно, что данная «методика» приносит успешные результаты. Чтобы выявить закономерность укоренения тропических кактусов в емкости с водой, требовалось подвергнуть «замачиванию» еще несколько растений, расширив их список за счет родов, которые укоренению мной ранее не подвергались. Особенно интересным представлялось «попробовать свои силы» на дискокактусах, считавшимися наиболее трудными в культивировании. Памятуя историю с мелокактусом нери, я в июне 2001 г. срезал с подвоя, который уже не мог обеспечивать нормальный рост привою, Discocactus catingicola диаметром 10 см. и повторил все в точности, как с мелокактусом нери. До декабря 2001 г. никакие попытки укоренить дискокактус «традиционным» способом успеха не приносили. В середине декабря 2001 г. дискокактус был помещен в емкость с водой. Рядом с ним в аналогичные емкости после предварительного подсушивания продолжительностью 1 мес. я 15 января 2002 г. поместил 3 растения Uebelmannia pectinifera f. multicostata диаметром 5 см., 2 растения Uebelmannia pectinifera f. pseudopectinifera диаметром 3 см (все растения срезаны с подвоев), также двухгодовалый сеянец Buiningia brevicylindrica, (3 см диаметром) потерявший корни в результате механического повреждения и 2 черенка Arrojadoa rhodantha длиной 7 см. Подсветка, как и в предыдущие годы, не применялась. К середине марта 2002 г. все растения образовали корни и были высажены в почвенную смесь. Но если юбельманнии, аррожадоа и буинингия образовывали умеренной длины корешки /не более 4 см./, то результаты укоренения дискокактуса оказались ошеломляющими. 18 марта 2002 г. он был высажен мной в очень широкую плошку диаметром 25 см., поскольку образовал корешки длиной до 15 см. На момент 20 апреля 2002 г. я, имея возможность наблюдать развитие корней дискокактуса ввиду прозрачности плошки, могу констатировать, что практически весь объем ее пронизан корнями дискокактуса. При этом растение дает заметный прирост, и на данный момент его диаметр вырос примерно на 2 см.

В данной статье я не берусь анализировать биологические механизмы укоренения кактусов влажных тропиков, это предмет отдельного и серьезного исследования. Можно лишь подвести некоторые итоги и выдвинуть определенные гипотезы. Первый итог: эксперимент по укоренению прошел успешно, «приживаемость» растений равна 100%. Второй итог: стабильная регенерация корней, полученная при использовании новой методики укоренения позволяет, предварительно подращивая на подвоях, в дальнейшем выращивать как корнесобственные «сложные» дискокактусы и юбельманнии. Первые в основном из-за размеров, так как большей частью дискокактусы - достаточно крупные растения, и их целесообразно выращивать на своих корнях. Юбельманнии же целесообразно выращивать как корнесобственные и ввиду их размеров, и ввиду неприятной особенности растений этого рода покрываться пятнами и «запробковываться» на подвоях. Лично для меня эксперимент дал неоценимую возможность избавиться от привитых дискокактусов и юбельманний, которые мне изрядно поднадоели. Хотя, полагаю, не все разделяют в этом вопросе мою точку зрения.

Что касается гипотез, то главной, которую можно выдвинуть исходя из анализа эмпирического материала по укоренению кактусов вышеназванных родов, является следующая: механизмы укоренения кактусов влажных тропических лесов, таких как Eriocereus jusbertii и описанных нами растений побережий и каатинги, не сильно отличаются друг от друга. Исключение составляют эпифитные кактусы, например Hylocereus, которые образовывают придаточные корни. Так, например, эриоцереус юсберти также при «сухом» укоренении ни разу за историю моих наблюдений не образовал корней, а давал корни только после посадки черенка в почву и последующем обильном поливе. В пользу данной гипотезы говорят случаи заселения мелокактусами островов Карибского бассейна «морским» путем - известно, что многие мелокактусы, которые растут на берегу моря, смываются во время сильных штормов, и часть из них прибивается к другим островам, где они могут укорениться.

Также можно предположить, что в засушливый период, достаточно ярко выраженный в местах произрастания мело-, дискокактусов, юбельманний, буинингий и других, эти растения теряют большинство корней /если не все корни/. Это предположение строится на основе того факта, что корни растений всех вышеуказанных родов поверхностные и тонкие, напоминающие мочалку, и распространяются очень далеко от растения параллельно поверхности почвы, совершенно не уходя вглубь и не выполняя, таким образом, функций обеспечения растения влагой из глубинных слоев почвы. Если это предположение соответствует действительности, то потеря растениями корней в засушливый период и их последующая регенерация в период тропических ливней наглядно подтверждаются комнатным опытом, проведенным мной в период с 1999 по 2002 годы.


(c) Copyrights since 1998, Peter Lapshin.
  Рейтинг@Mail.ru