Lapshin.org
Indoor
Floriculture


Leafy succulents
by Peter Lapshin

Cacti Library
'Cultivar' (V.Kalishev)

Moscow
Succulent Society

Moscow Indoor
Plant Club

Travels, nature,
botanical gardens

About Episcia
(Gesneriaceae)
Start page Cultivar: e-magazine about exotic forms of Cactaceae C U L T I V A R
e-Magazine about exotic forms of Cactaceae
ENGLISH / RUS-(Win1251)
  Start  I  Contents  I  Our Book  I  Links  I  Staff  I  For friends  I  Contacts 
 
Project by Valery Kalishev 
ISSUE 1 (17):

Complete articles list
Contents The Book
Сontents of this issue


Рейтинг@Mail.ru

 
Petrov Yury Borisovich
(Tashkent city, Uzbekistan)
Valery Kalishev

    He passed away 10 years ago. Unfortunately I didn't ask him about his education or job career neither did I ask him for a photo while we were exchanging notes and plants. I only know that he got into a car accident, stayed in hospital for a long time and became disabled. At that time he was interested in colored cacti, like me. He had taken interest in them before the accident. Here you will find an article written by Yury for a magazine and published in October, 1985. Nowadays the article may seem a bit naпve, but don't forget that it had been written in the end of the seventies.

COLOR MUTANTS:
the sun, water and some bits of practice

Petrov Yury (Tashkent city)

Colored or achlorophyllous cacti (containing little chlorophyll, to be exact) take more and more place in our collections. They are beautiful, no doubt. From the view-point of biology they are "parasites" and can't live independently, nevertheless they decorate our collections as well as cristate cacti. It is the case when men aesthetic views don't match with those of the nature.

Photo 1.
Much have been written about colored forms and methods affecting the seeds in such a way as to raise the number of colored sprouts. Among them there are aging, ultraviolet and ionizing radiations, processing with chemicals such as colchicines, polycyclic compounds, tobacco pitch etc. All these methods just try to weaken the inheritance mechanism of the green in the seeds and to cause mutation by aid of a mutagen. These experiments are fairly important and cacti amateurs should be encouraged to carry them out, because once we can consciously influence a gene by a certain mutagen (in our case the gene responsible for chlorophyll synthesis), the scientists, for example, will be able to solve the problem of cancer etc.

There are plenty of natural mutagens: sunrays, radiation, temperature, humidity, chemical influence and so on. They became the base for the experiments carried out in the end of the seventies. I must admit that we at first only wanted to get the cacti grow in an abnormal way and to get cristate forms. We couldn't get crests, but instead there appeared cacti of different colors.

Photo 2. I presented several new cacti to my husband and now I can spend this evening with you, Michael!
The experiments ware carried out in hot summer days in Tashkent (the Republic of Uzbekistan, Asia), with windows facing west (the experiments carried out on the east window sill were not successful). The conditions were as follows: the hot sun appeared suddenly being in zenith, and had been scorching the cacti for some hours, then it disappeared behind the trees. After that the cold water was rushed upon the "red-hot" cacti (screened from the sun by paper). The aim of this shower was to strengthen the "sun-color" of the cacti. At least the shower was good in one way – it didn't allow cacti to lapse into heat stagnation and they continued to grow, though slowly.

Some sprouts and a number of small off-shoots from maternal plants were taken for the experiment. The preference was given to the off-shoots which differed in color from maternal plants. Sometimes among evenly colored off-shoots there appear yellowish or light green offsets. As to the sprouts, we chose those that were the weakest, faded or had deviations from normal color.

Photo 3.
All the chosen plants were grafted on Pereskiopsis or the top of a comparatively strong Echinopsis. After the scion filled out, the plant was exposed to "the execution": first it was placed into the screen shadow, then was gradually exposed to the sun in such a way that the plant just survived. The watering was done as mentioned above. These first two weeks and even days were crucial and responsible for the appearance of color in cacti. Two important details should be mentioned:

  1. The iron watering can for the cold shower was always kept full in a cool place, and the water in it turned from light- to dark-brown from rust. This water was used for watering of the cacti. Later when a plastic can was bought the number of colored forms decreased. I had to add iron filings into the water.
  2. The sun rays reached the plants through a double polished glass, that is they were filtered. Knowing the glass transparency specialists will easily define the spectrum promoting mutations.

Photo 4. Cactophyle!
Meanwhile it is clear that the UV-rays so much needed by the ordinary green plants were filtered out. The experiments were successful and fruitful. But unfortunately they had to be stopped for reasons unrelated with the author.


In addition to these experiments he also tried to graft colored forms onto the colored plants. For the plants which were weak and ill he successfully used Lophophora williamsii as a stock.

Being ill and not able to take care of the cacti the author of the article took up collecting cacti badges, stamps and other cacti stuff. Moreover, he made special stalls and show-cases (like in museums) that were exhibited in cactus clubs for everybody to see them.

He dreamed of founding a museum dedicated to the development of cactus science not only in the Soviet Union but in the whole world. And this was perhaps the most valuable instant in his biography of a cactus-man.

That's how he described his hobby.

CACTUS LACE

Yury Petrov

Photo 5. You see at shows what we meant: like owner like his plant!
The circumstances didn't allow me to indulge in collecting cacti for a long time, but I couldn't do without the "spiny fellows". So I had to find some way out. That's how the "parallel" way of collecting began. I gathered everything – books, posters, pictures, newspaper clippings, illustrations and stamps, medals and badges, photos and so on…. Everything relating to cacti! Then I came to an idea to create a kind of information center in my personal flat.

Gradually the gathered material was sorted out into different thematic groups. There I encountered some difficulties: there were few objects related to cacti and they were difficult to get. Nevertheless the home exhibition grew and it became apparent that such a foundation was worth creating. I'll dwell upon some topics of the collection: the badges. To say figuratively, this is the Soviet cactus club history, fixed in iron. The pictorial presentation is very important. A couple of badges in your drawer are nothing but the pleasant souvenirs. But collected together they show the history of cactus clubs and sections, meetings of different years – conferences, exhibitions, and seminars. This topic also includes medals, trinkets, little souvenirs and articles.

Photo 6. I grew this cactus by myself.
Stamps. The 3-meters-long stall represents the cactus theme in philately. It includes stamps, souvenir paper and so on. There you can see the famous Mexican stamp with an eagle on top of a cactus and also learn that a World Bridge Cup was held in Monaco under the cacti branches. You can also see the only Soviet cactus stamp issued in 1971.

The stall with objects from more than 50 countries of the world can tell you a lot… There are also a number of cactus landscapes, painted for international exhibitions, bas-reliefs, illustrations and drawings.

Photo 7. Flowers for my sweetheart!
What is the purpose of this exhibition? What inspires the author and the founder? There are several aspects: cognitive, historical, besides, the cacti are being popularized.

Material of this kind, unlike cacti, doesn't need much sunshine and can be displayed all the year round. The exhibition may serve as means of realizing the gift of a painter who wants to depict cacti in his work and it lets the spectators see the object of their passion in the pictures or in the form of a bas-relief.

Ta make a long story short I'd like to ask the reader a question: is there a point in creating a cactus exhibition called "Cactus Lace"?


Twenty years later we may surely answer that the idea is brilliant, as well as its performance. There has been done nothing of the kind either in Russia or in the former USSR Republics, and it is not likely there will appear something of this kind soon. It's a pity that after Yury's death there was no one in Tashkent to take up the Museum and to do his best to preserve it.

Photo 8. Happy New Vear!
I must mention that Yury also painted cacti pictures and contributed them to the magazines published in the Ukraine (the town of Sumy) and in Kazakhstan (Alma-Ata city). Here we represent some of these pictures.

Afterword. My acknowledgements to Natalia Kulebyakina from Tashkent city, who made her best to find out the destiny of the "Cactus Lace" museum.

 

Cultivar e-magazin: Copyright (c) by Valery Kalishev, Chelyabinsk, Russia, since 2000.
Design and hosting by Peter Lapshin, since 2002. Contacts: Peter Lapshin

  Рейтинг@Mail.ru

Lapshin.org
Комнатное
цветоводство

Листовые
суккуленты

Заказ растений
почтой по России

Секция
кактусистов

Путешествия
Ботанические сады

Экзотические
кактусы (статьи)

Комнатные
растения

Об Эписциях
(Геснериевые)
Start page Cultivar: e-magazine about exotic forms of Cactaceae Проект Валерия Калишева
журнал любителей кактусных аномалий
ENGLISH / Рус-Win1251
 Начало  I  Оглавление  I  Книга  I  Клубы  I  Ссылки  I  Редакция  I  Друзьям сайта  I  Контакты 
 
НОМЕР 1 (17):

Оглавление статей
Оглавление Книги
Оглавление выпуска


Рейтинг@Mail.ru

 
ПЕТРОВ ЮРИЙ БОРИСОВИЧ
(г. Ташкент, Узбекистан)
Валерий Калишев

    Его нет с нами более 10 лет. Земля ему пухом! К сожалению, за те несколько лет, что мы переписывались и обменивались растениями, я не поинтересовался его биографическими данными и даже не попросил фото. Знаю только, что он попал в автомобильную аварию, долго лежал в больнице и стал нетрудоспособен. В то время его, как и меня, интересовали цветные культивары. Он занимался ими еще будучи здоровым человеком. Вот его статья из октябрьского номера журнала за 1985 г. Сегодня она может показаться несколько наивной, но не забывайте, что это было в конце семидесятых годов.

ЦВЕТОМУТАНТЫ:
солнце, вода, плюс немного эмпирики

Юрий Петров (Ташкент)

В последние годы все больше места в наших коллекциях начинает уделяться "цветным", так называемым "бесхлорофилльным" (а еще точнее, малохлорофилльным) формам кактусов. Несомненно, они красивы. И, хотя с биологической точки зрения, являются "паразитами", не способными жить самостоятельно, они, также как и кристатные формы, очень украшают наши коллекции. Вот, видимо, один из немногих случаев, когда эстетические каноны человека не совпадают с таковыми в природе.

Photo 1.
Уже достаточно много писалось о формах и методах воздействия на семена с целью повысить их "цветную" всхожесть. Это – обычное их старение, облучение ультрафиолетовое, ионизирующее радиоактивное; воздействие химическими веществами типа колхицина, полициклических соединений, смол табачного дыма и др. Все эти действия есть ни что иное, как попытка расшатать зеленую наследственность семян, вызвать их мутацию тем или иным мутагеном. Хочется особо подчеркнуть большую значимость подобных экспериментов, вдохновить любителей на смелые опыты ибо, сумев целенаправленно воздействовать каким-то мутагеном на ген (в данном случае, ответственный за синтез хлорофилла), ученые смогут, к примеру, успешно решить проблему раковых образований и др.

В природе существует достаточно много естественных мутагенов: это солнечные лучи, радиация, температурно - влажностное воздействие, химическое и т.д. Такие, наиболее приближенные к естественным, и были положены в конце 70-х годов в основу эксперимента. Признаюсь, что в начале было только одно желание - получить ростовые аномалии у кактусов - их кристатные формы. Но гребешки не выходили, зато начали появляться самые разные цветные кактусы.

Photo 2. Я подарила мужу несколько новых кактусов и теперь могла бы скоротать с тобою вечерок Мишель!
Эксперимент проводился в горячие ташкентские летние дни (Средняя Азия, республика Узбекистан) в зоне окна, имеющего западную ориентацию (те же опыты, проведенные на восточной стороне, успеха не имели). Условия сложились так, что знойное солнце появлялось внезапно, почти в зените, "жарило" в течении нескольких часов опытные экземпляры кактусов и также быстро скрывалось за кронами деревьев, как и появлялось. В это время (предварительно прикрытые от солнца шторкой из бумаги) "раскаленные" кактусы окатывались из лейки холодной водой. Этот душ был задуман, чтобы "закрепить солнечный цвет" у кактусов. Как минимум, один положительный эффект от душа был: благодаря ему, кактусы не входили в тепловую стагнацию и, хотя медленно, но все же росли.

В эксперимент шли как всходы из немногих посевов, так и совсем маленькие детки с маточников. Причем, последние отбирались так, что предпочтение отдавалось деткам, имеющим некоторые отклонения от цвета маточного растения. Желтоватые, светло-зеленые - такие зачастую появляются среди ровного одноцветья других отпрысков. Из сеянцев отбирались наиболее слабые, блеклые, не способные или малоспособные к жизни, а также имеющие, в большей или меньшей степени, отклонения в цвете эпидермиса.

Photo 3.
Все отобранное таким образом, прививалось на Pereskiopsis или на макушку сравнительно мощного Echinopsis. И после того, как привой надувался, прививка выставлялась "на мучения" - сначала в тень ширмочки, затем "приучалась" к солнцу таким образом, что все время находилась на грани выживания. В комплексе с упомянутым выше поливом, эти первые недели и даже дни являлись решающими – быть цветному кактусу или не быть? Ко всему сказанному надо отметить две немаловажные детали.

  1. Лейка с водой для холодного душа хранилась наполненной, в прохладном месте, и от ржавчины вода становилась от светлого до темно-коричневого цвета. Этим раствором и поливались кактусы. Позже, когда была приобретена пластмассовая лейка, выход цветных форм снизился. Тогда в обычную воду приходилось добавлять стальные опилки.
  2. Солнце проходило к растениям черев двойное зеркальное (полированное) стекло, т.е. лучи поступали отфильтрованными. Зная пропускную способность стекла, специалисты без труда определят картину спектра, способствующую цветомутациям.

А пока ясно, что УФ-лучи, так жизненно необходимые для обычных, зеленых растений, здесь отфильтровывались и присутствовали в малом количестве. Эксперименты, таким образом, проходили довольно успешно и, главное, плодотворно. Но их, к сожалению, пришлось прекратить по независящим от автора причинам.


Photo 4. Кактусолюб!
Кроме этого эксперимента он пробовал прививать цветные культивары на подобные им цветные культивары. А для больных растений испытывал, и не без успеха, в качестве подвоя, Lophophora williamsii.

Будучи больным и лишенным возможности активно заниматься кактусами, он занялся сбором кактусных значков, марок и прочей около кактусной продукции. Причем не просто собирал, а начал готовить специальные стенды, витрины и панно, по типу музейных и выставлять их в клубах. Для всеобщего обозрения. Его мечтой было создание музея, отражающего развитие кактусоводства не только в Советском Союзе, но и в мире. И вот это то, пожалуй, было самым ценным в его кактусной биографии.

Вот как он сам писал о своем увлечении.

КАКТУСНЫЕ КРУЖЕВА

Юрий Петров (Ташкент)

Обстоятельства сложились так, что долгие годы я не мог заниматься коллекционированием кактусов, но тяга к "колючкам" не проходила и необходимо было найти какой-то выход. Так родился и начал развиваться параллельный вид коллекционирования – пара-хобби. Собиралось все подряд: книги, афиши, рисунки и вырезки из газет, иллюстрации и филателия, медали и значки. Фотографии и штемпели…. Лишь бы о кактусах! Тогда же появилась идея создать своеобразный центр информатики в масштабах домашнего салона.

Photo 5. На выставках такое можно повидать: растут растения хозяину под стать!
Постепенно происходил разбор собранного материала и большой, казалось бы, "мешок" таял на глазах, распределяясь по более мелким тематическим "корзинкам". Переживала трудности и сама идея: малое количество "существующего в природе" подобного материала усугублялось огромными трудностями, связанными с его поиском и приобретением. Тем не менее, с каждым новым экземпляром домашний салон набирал мощь, все больше крепла уверенность в необходимости подобного центра. Остановлюсь вкратце на некоторых из тем пара-коллекционирования: значковый материал. Говоря образно, это история советского кактусоводства, выкованного в металле. О важности и нужности подобного "наглядного пособия" говорить не приходится, напомню лишь истину: один-два значка, пылящиеся в наших ящиках, это – ничто, в лучшем случае – приятные сувениры. Собранные же в коллекцию, они ярко отражают как наличие в стране своеобразных "центров тяготения" – клубов и секций, так и встречи разных лет – конференции, выставки, семинары. В этот раздел входят также и медали, брелоки, плакетки, некрупные сувениры и поделки.

Photo 6. Этот кактус я вырастил своими руками.
Филателия. Вытянувшийся на 3 метра стенд представляет кактусную тематику в филателии и почтовой изопродукции, спецгашения и штампы, сувенирные листы. Здесь можно увидеть и знаменитую мексиканскую марку с изображением орла, сидящего на кактусе, и узнать, что чемпионат мира по бриджу состоялся под сенью кактусных крон Монако. Можно увидеть и единственную советскую марку, выпущенную в 1971 г.

О многом другом может поведать стенд с посланцами более чем 50 стран мира… Имеются также кактусные пейзажи, написанные в свое время для международных экспозиций, барельефы, иллюстрации и графические работы.

Photo 7. Цветы для любимой!
Какой же смысл закладывается в создаваемый салон, что вдохновляет его автора и учредителя? К познавательной и исторической ценности, о чем говорилось выше, следует прибавить и аспект популяризации кактусоводства, так как администрации клубов с готовностью предоставляют стены своих фойе для демонстрации салона.

Этот интеллектуальный материал, в отличии от кактусов, не требует обилия солнечного света и может выставляться в помещениях круглогодично, что само по себе немаловажно. Салон может быть посредником между художниками – любителями кактусов и желающими увидеть предмет своего хобби на картине, барельефе или в виде сувенирной поделки. Такие пожелания есть, переговоры с художниками ведутся.

Закончить хочется вопросом, ответ на который сможет дать время и Вы, читатели: является ли закономерным и полезным явлением в истории советского кактусоводства появление художественного салона "Кактусные кружева"?


Спустя два десятка лет можно с уверенностью сказать, что его идея была великолепной, как по замыслу, так и по исполнению. Я не знаю, как в мире, но в России и странах бывшего СССР на сегодняшний день подобного нет, и вряд ли появится в ближайшие годы. Приходится только сожалеть, что в Ташкенте, после смерти Юрия Борисовича, не нашлось среди любителей кактусов порядочного человека, способного сделать все возможное по сохранению его Музея.

Photo 8. С Новым годом!
Портрет Юрия Борисовича будет далеко не полным, если не сказать о его рисунках кактусной тематики, во множестве помещавшихся в кактусных изданиях Украинского (г. Сумы) и Казахского (г. Алма–Ата) фотоинформаторах (журналах). Часть рисунков мы воспроизводим.

Послесловие. Выражаю искреннюю признательность Наталье Кулебякиной, любителю кактусов из Ташкента, пытавшейся помочь мне в выяснении судьбы салона "Кактусные кружева".

 

Cultivar e-magazin: Copyright (c) by Valery Kalishev, Chelyabinsk, Russia, since 2000.
Design and hosting by Peter Lapshin, since 2002. Contacts: Peter Lapshin

  Рейтинг@Mail.ru