Leafy succulents
by Peter Lapshin

Cacti Library
'Cultivar' (V.Kalishev)

Succulent Society

Moscow Indoor
Plant Club

Travels, nature,
botanical gardens

About Episcia
Start page Cultivar: e-magazine about exotic forms of Cactaceae C U L T I V A R
e-Magazine about exotic forms of Cactaceae
ENGLISH / RUS-(Win1251)
  Start  I  Contents  I  Our Book  I  Links  I  Staff  I  For friends  I  Contacts 
Project by Valery Kalishev 
ISSUE 2 (30):

Complete articles list
Contents The Book
Сontents of this issue


Haworthia truncata var CGS-II

Haworthia turgida variegata Tailand

Haworthia correcta (bayeri)

Haworthia truncata var CGS-I1II

Haworthia limifolia Tailand

Haworthia tortuosa variegata Tailand

Haworthias variegated


By Valery Zlotin, Moscow, Russia
Translated from Russian by Irina Ten

Haworthia limifolia f.variegata

Haworthia limifolia variegated marloth

Haworthia coarctata

Haworthia coarctata e of atherstone

Haworthia cymbiformis f.variegata

Haworthia cymbiformis f.variegata

Haworthia f.variegata

Members of the genus Haworthia  (the Liliaceae  family) are mostly stemless succulents with thick leaves forming rosette. Leaves are often serrated or ciliate on edges. Many species have leaves with translucent areas ("windows") or covered with tubercles which usually have white color. Some species have short stem, tightly embraced with spirally arranged leaves. Flowers of haworthias are greenish or pinkish white, small and plain. The habitat of Haworthia  is South Africa. Some species were described as the Aloe  species in 1695. In 1809 Duval separated them into the distinct genus Haworthia  named after the famous English succulent researcher Adrian Hardy Haworth.

Haworthias can be often seen on windowsills of our house plant lovers but assortment of species is quite poor and many beautiful species are unknown to our collectors. In our climate haworthias are very suitable plants for indoor cultivation. First of all, they are rather diminutive plants and one windowsill can hold quite a collection. Secondly, they are not light-demanding and develop well even in low light conditions. And thirdly, haworthias can be easily propagated asexually since they offset readily.

Taxonomists divide genus Haworthia  into three subgenera but this division reflects purely botanical relations between species. For myself, I amateurishly divide haworthias into five groups by appearance.

The Aloe-like  group includes such well-known species as H. chloracantha, H. cooperi, H. limifolia, H. fasciata, H. tesselata and rarer H. koelmaniorum, H. pumila, H. marumiana  and others.
H. pumila  
H. koelmaniorum  

The Pillar  group includes very popular in our collections H. reinwardtii, quite well-known H.armstrongii, H. coarctata, H. viscosa, also H. glauca, and very rare H. nigra. These species have short stems, tightly embraced with spirally arranged leaves.
H. glauca v. herrei  

The Flat  group consists of the exceptionally beautiful plants that have flat-topped ("cut") leaves, usually with translucent windows. In habitat these plants are often submerged entirely in the ground, leaving only the flat tops of the leaves on the surface. The most common in collections is H. truncata, a miniature masterpiece of nature. This species has a form of a fan or an open book, not a rosette. H. retusa  also occurs in the collections. But many wonderful species are unknown among collectors, such as H. bayeri, H. comptoniana, H. emelyae, H.  magnifica, H.  maughanii, H. mirabilis, H.  mutica, H.  pygmea, H. springbokvlakensis  and others.
H. retusa v. acuminata  
H. comptoniana  
H. maughanii  

The Laced  haworthias are with cilia on the edges of leaves that gives plants their "laced" appearance. This group includes H. arachnoidea with many varieties, H. bolusii, H. decipiens, H. lockwoodii, H. xiphiophylla and some others. Unfortunately, these wonderful species are not popular.
H. arachnoidea  

And the last group, the Grass-like  haworthias, in which I include H. blackburniae, H. longiana and H. wittebergensis  with thin long leaves. For example, leaves of H. blackburniae have diameter 3-5 mm and grow up to 40 cm.

Cultivation of haworthias is quite simple. As I mentioned above, they can be grown in low light conditions, but the "real" colors - bronze, black, chocolate - can be obtained only under the full sun exposure. For haworthias I use very loose soil mix composed of equal parts of leaf compost, sand and small clay pellets. Many foreign collectors recommend watering haworthias only during three spring and three fall months and keeping plant dry in winter and summer. But in the moderate climate zone of Russia summer is not that hot as in SAR or in USA and our plants winter not in greenhouses, but in apartments with very dry air. That is why summer hibernation is optional for them and dry wintering causes drying out of outer leaves and that blemishes appearance of the plants. So I water my collection of haworthias twice a week during May-September, once a month during October-November and March-April, and once in month and a half during December-February. About every other time I add liquid fertilizer to water. If one decides to keep plants dry in winter I would recommend repotting all the plants before the first watering, because after the full drying out of soil most parts of roots die off, and after watering, the remains start to rot.

Haworthia fasciata f.variegata

Haworthia mirablis ssp mundula

Haworthia retusa

Haworthia limifolia f.variegata

Haworthia limifolia f.variegata

Haworthia truncata variegate skulkin


Cultivar e-magazin: Copyright (c) by Valery Kalishev, Chelyabinsk, Russia, since 2000.
Design and hosting by Peter Lapshin, since 2002. Contacts: Peter Lapshin

Lapshin.org
Комнатное
цветоводство

Листовые
суккуленты

Заказ растений
почтой по России

Секция
кактусистов

Путешествия
Ботанические сады

Экзотические
кактусы (статьи)

Комнатные
растения

Об Эписциях
(Геснериевые)
Start page Cultivar: e-magazine about exotic forms of Cactaceae Проект Валерия Калишева
журнал любителей кактусных аномалий
ENGLISH / Рус-Win1251
 Начало  I  Оглавление  I  Книга  I  Клубы  I  Ссылки  I  Редакция  I  Друзьям сайта  I  Контакты 
 
НОМЕР 2 (30):

Оглавление статей
Оглавление Книги
Оглавление выпуска


Рейтинг@Mail.ru


Haworthia truncata var CGS-II


Haworthia turgida variegata Tailand


Haworthia correcta (bayeri)


Haworthia truncata var CGS-I1II


Haworthia limifolia Tailand


Haworthia tortuosa variegata Tailand


Haworthias variegated

 
ПОЗНАКОМЬТЕСЬ С ХАВОРТИЯМИ

Валерий Злотин, Москва, Россия


Haworthia limifolia f.variegata

Haworthia limifolia variegated marloth

Haworthia coarctata

Haworthia coarctata e of atherstone

Haworthia cymbiformis f.variegata

Haworthia cymbiformis f.variegata

Haworthia f.variegata

Haworthia fasciata f.variegata

Haworthia mirablis ssp mundula

Haworthia retusa

Хавортии (Haworthia ) - по большей части бесстеблевые суккуленты из семейства лилейных (Liliaceae ), с мясистыми листьями, образующими розетку. По краям листьев нередко имеются зубчики или реснички. У многих видов листья содержат прозрачные участки ("окна") или покрыты бугорками (туберкулами), обычно белого цвета. Некоторые виды имеют короткий стебель, плотно охваченный расположенными по спирали листьями. Цветки у хавортий зеленовато- или розовато-белые, маленькие и невзрачные. Родиной хавортий является Южная Африка. Несколько видов этих растений были описаны как алое в 1695 г. В 1809 г. Дюваль выделил их из алое в отдельный род Haworthia , названный так в честь известного исследователя суккулентов англичанина Э. Х. Хаворта.

Хавортии можно нередко встретить на подоконниках наших любителей комнатных растений, однако ассортимент культивируемых видов довольно беден, многие прекрасные виды совершенно неизвестны в наших коллекциях. Хавортии очень удобны для выращивания в нашем климате в городских условиях. Во-первых, это достаточно миниатюрные растения, и на одном подоконнике может разместиться целая коллекция. Во-вторых, они очень нетребовательны к солнцу и хорошо развиваются даже при не слишком хорошем освещении. И в-третьих, хавортии легко размножаются с помощью отростков, т. к. большинство видов обильно ветвится.

Систематики делят род Haworthia  на три подрода, но это деление отражает чисто ботанический подход к взаимосвязям между различными видами и практически не связано с внешним видом растений. Я же "про себя", сугубо по-дилетантски, делю все хавортии на пять групп именно по внешнему виду.

"Алоевидные", к которым относятся такие распространенные у нас виды, как H. chloracantha, H. cooperi, H. limifolia, H. fasciata, H. tesselata , а также гораздо более редкие H. koelmaniorum, H. pumila, H. marumiana  и др.
H. pumila  
H. koelmaniorum  

"Столбовидные" - очень популярная у нас H. reinwardtii , довольно широко известные H.armstrongii, H. coarctata, H. viscosa , а также H. glauca  и очень редкая H. nigra . Эти виды имеют невысокий стебель, плотно обвитый по спирали мясистыми листьями.
H. glauca v. herrei  

"Плоские" - исключительно красивые растения с плоско срезанными ("притупленными") листьями, обычно имеющими прозрачные окна. В природе эти растения нередко полностью погружены в почву, и на поверхность выходят только эти плоские участки листьев. В наших коллекциях чаще всего встречается H. truncata  - миниатюрный шедевр природы. Это растение имеет форму не розетки, а веера, или раскрытой книги. Можно встретить также H. retusa . Однако у нас почти неизвестны многие прекрасные виды, такие как H. bayeri, H. comptoniana, H. emelyae, H. magnifica, H. maughanii, H. mirabilis, H. mutica, H. pygmea, H. springbokvlakensis  и др.
H. retusa v. acuminata  
H. comptoniana  
H. maughanii  

"Кружевные" - с ресничками по кромкам листьев, придающими растениям ажурный, кружевной вид. В эту группу входят H. arachnoidea  с множеством разновидностей, H. bolusii, H. decipiens, H. lockwoodii, H. xiphiophylla  и некоторые другие. К сожалению, эти замечательные виды у нас практически не распространены.
H. arachnoidea  

И последняя группа - "травянистые" хавортии, к которым я отношу H.blackburniae, H. longiana  и H. wittebergensis , имеющие длинные тонкие листья. Например, у H.blackburniae  листья при диаметре 3-5 мм достигают в длину 40 см.

Культура хавортий довольно проста. Хотя, как сказано выше, их можно выращивать и на темных подоконниках, настоящую окраску – бронзовую, черную, шоколадную – растения приобретают только на полном солнце. Для посадки хавортий я использую легкий, очень проницаемый субстрат, состоящий из равных частей листовой земли, песка и мелкого керамзита. Многие зарубежные коллекционеры рекомендуют поливать хавортии только в течение трех весенних и трех осенних месяцев, а летом и зимой держать растения сухими. Однако в средней полосе России лето совсем не такое жаркое, как в ЮАР или в США, а зимуют наши растения не в теплицах, а в городских квартирах с очень сухим воздухом. Поэтому летний период покоя для них необязателен, а сухая зимовка вызывает усыхание наружных листьев, из-за чего портится внешний вид растений. Так что я поливаю свою коллекцию хавортий в мае- сентябре раз в две недели, в октябре-ноябре и в марте-апреле раз в месяц, в декабре-феврале - раз в полтора месяца. Примерно через раз добавляю в воду жидкую подкормку (типа "Идеал"). Если же хавортии все-таки ставятся на сухую зимовку, то рекомендуется перед началом полива произвести пересадку всех растений, потому что при полном высыхании земляного кома значительная часть корней у хавортий отмирает, а при возобновлении полива эти остатки начинают гнить, что может привести к гибели растения.


Внимание!
Предлагаем читателям обсудить эту статью на форуме


Haworthia limifolia f.variegata

Haworthia limifolia f.variegata

Haworthia truncata variegate skulkin

 

Cultivar e-magazin: Copyright (c) by Valery Kalishev, Chelyabinsk, Russia, since 2000.
Design and hosting by Peter Lapshin, since 2002. Contacts: Peter Lapshin

  Рейтинг@Mail.ru