Lapshin.org
Indoor
Floriculture


Leafy succulents
by Peter Lapshin

Cacti Library
'Cultivar' (V.Kalishev)

Moscow
Succulent Society

Moscow Indoor
Plant Club

Travels, nature,
botanical gardens

About Episcia
(Gesneriaceae)
Start page Cultivar: e-magazine about exotic forms of Cactaceae C U L T I V A R
e-Magazine about exotic forms of Cactaceae
ENGLISH / RUS-(Win1251)
  Start  I  Contents  I  Our Book  I  Links  I  Staff  I  For friends  I  Contacts 
 
Project by Valery Kalishev 
ISSUE 2 (18):

Complete articles list
Contents The Book
—ontents of this issue


–ейтинг@Mail.ru

 
Cultivars: your own description

CULTIVAR'S CLASSIFICATION BY STEM COLOR

by Nikolay Shemorakov (narrated by Valery Kalishev)

"If you are guided only by visual observations and don't consider development of mutations in cells then, in my opinion, the classification of mutants with pigment anomalies developed by Estonian scientists (Kalam Y., Orav T., 1974) is quite appropriate for cacti and other succulents despite the fact that it was developed for leaf plants. All we need is minor adaptation and addendum to their works.

My version is not very novel, it even contradicts to their work in fewplaces."

This introduction was written by Nikolay Shemorakov for his article. He provided detailed description of whole color spectrum of cacti and other succulents and divided all cultivars into groups. Considering complexity of material I've tried to produce more popular and compact version of his work. Author divided all plants in three groups:

  1. Monocolor
  2. Variegata Ц varying color (the color of the stem is not uniform)
  3. Varia Ц seedlings which change color of the stem with growth.

For classification of stem color he introduced the scale of colors.

The 'Monocolor' group is subdivided into 11 subgroups depending on stem color:

  1. dark green Ц type: 'atroviridis';
  2. light green Ц type: 'viridis';
  3. yellow Ц type: 'xantha';
  4. orange Ц type: 'aurantica';
  5. pink Ц type: 'rosea';
  6. red Ц type: 'rubra';
  7. violet Ц type: 'violacea';
  8. brown Ц type: 'brunea';
  9. black Ц type: 'nigra';
  10. purple Ц type: 'purpurea';
  11. white (without pigment) or with only slight hint of pigment Ц type: 'albina'.

The 'Variegata' group. This group is subdivided into 5 subgroups:

  1. 'tigrina' Ц stem has colored irregular oblong or angular spots;
  2. 'maculata' Ц stem has roundish colored spots;
  3. 'striata' Ц stem has stripes arranged almost transversely to it's axis.;
  4. 'apicalis' Ц main color and color of apex are evidently different;
  5. 'mixa' Ц plants with mixed types of coloration.

The 'Varia' group is subdivided into 20 subgroups. Subdivision is based on description of first group but the age of seedlings of first ten subgroups is after appearance of 10 or more areoles and the age of seedlings in next ten subgroups is before appearance of 10 areoles. For example, 1st subgroup Ц xanthaterminalis, type: 'xanthaterminalis' means that a seedling becomes yellow after appearance of ten areoles. 5th subgroup Ц rubraterminalis, type 'rubraterminalis': a seedling becomes red after appearance of ten areoles; 11th subgroup Ц xanthaconstata, type 'xanthaconstanta': a seedling had had yellow color before appearance of tenth areole and it doesn't change; 15th subgroup Ц rubraconstanta, type 'rubraconstanta': a seedling had had red color before appearance of tenth areole and it doesn't change.

Press for enlarge After taking a close look on this classification one can notice that the amateurs are already familiar with the first group 'Monocolor' and use it widely. The only new aspect here is that it is classified into the separate group. By the way, the third subgroup can be omitted as inessential if only mature plants are considered. The few names of subgroups in 'Monocolor' group are objectionable: 3. xantha, type: 'xantha' Ц yellow color, 4. aurantica, type: 'aurantica' Ц orange color and 9. nigra, type: 'nigra' Ц black color. The first is often labeled as 'aurea', the second Ц 'orange' and there is no agreement about black color: does it exist at all? The most of people are inclined to believe there is no black color and instead plants with dark brown stems are labeled under this name.

Difficulties emerge in describing the stem color of plants from the second group as well as from the third group. In first place Ц because of the complexity of names. In the second group the author suggests to place the dominating color in the beginning of name and, the least presenting color - in the end, before type or subgroup. Every subgroup contains bi-, tri- and four-colored plants. For example, four-colored Gymnocalycium (photo 1) belongs to subgroup 'tigrina' and its coloration is characterized by name 'xanthоatroviridorubrоbruneatigrina'. Perhaps you would agree that it's very difficult to write it down. But if you dissect it then it gets more understandable though still unpronounceable: xanthо Ц atrovirido Ц rubrо Ц brunea Ц tigrina or yellow Ц dark green Ц red Ц brown Ц spotted (with irregular oblong or angular spots).

Perhaps the opinion of Peter Lapshin, Ph.D. in Biology, is more precise: "Frankly, the amateurs ignore any specifications except plain indication of variegation (variegata). So all these attempts to introduce classification will remain as "esoteric" botanical theories for them."

Nevertheless if you ever need the detailed description of stem coloration of cacti or succulents - recall this project of Nikolay Shemorakov. Perhaps you will benefit from it. His classification can be extended, reduced, modified and it definitely has great potential and botanical sense.

 

Cultivar e-magazin: Copyright (c) by Valery Kalishev, Chelyabinsk, Russia, since 2000.
Design and hosting by Peter Lapshin, since 2002. Contacts: Peter Lapshin

  –ейтинг@Mail.ru

Lapshin.org
Комнатное
цветоводство

Листовые
суккуленты

Заказ растений
почтой по России

Секция
кактусистов

Путешествия
Ботанические сады

Экзотические
кактусы (статьи)

Комнатные
растения

Об Эписциях
(Геснериевые)
Start page Cultivar: e-magazine about exotic forms of Cactaceae Проект Валерия Калишева
журнал любителей кактусных аномалий
ENGLISH / Рус-Win1251
 Начало  I  Оглавление  I  Книга  I  Клубы  I  Ссылки  I  Редакция  I  Друзьям сайта  I  Контакты 
 
НОМЕР 2 (18):

Оглавление статей
Оглавление Книги
Оглавление выпуска


Рейтинг@Mail.ru

 
Культивары: описываем сами

КЛАССИФИКАЦИЯ ОКРАСКИ СТЕБЛЯ CULTIVAR

Николай Шемораков (в изложении Валерия Калишева)

"Если не брать в расчет проявления мутаций на клеточном уровне, а руководствоваться лишь визуальными наблюдениями, то, на мой взгляд, классификация типов мутантов с пигментными аномалиями, разработанная эстонскими учеными (Калам Ю., Орав Т., 1974) вполне подойдет и для кактусов и других суккулентов, несмотря на то, что разрабатывалась она исключительно для лиственных растений. Необходима лишь небольшая адаптация и дополнение данной разработки.

Мой вариант не отличается оригинальностью, в некоторых местах он даже противоречит работе упомянутых авторов".

Такое вступление сделано Николаем Шемораковым к своей работе. Он дал подробнейшее описание всего спектра встречающихся окрасок кактусов и других суккулентов и подразделил все культивары на группы. Учитывая некоторую сложность изложения материала, мной сделана попытка дать его в более сжатой и популярной форме. Автор подразделяет все растения на три группы:

  1. Monocolor – одноцветные;
  2. Variegata – пестроцветные (стебель окрашен неоднородно);
  3. Varia – сеянцы, окраска стебля которых в процессе роста изменяется.

Для характеристики окраски растения он предлагает шкалу цветосочетаний.

Группа "Monocolor" подразделена на 11 подгрупп в зависимости от окраски стебля:

  1. темно-зеленый цвет – тип: 'atroviridis';
  2. светло-зеленый – тип: 'viridis';
  3. желтый цвет – тип: 'xantha';
  4. оранжевый цвет – тип: 'aurantica';
  5. розовый цвет – тип: 'rosea';
  6. красный цвет – тип: 'rubra';
  7. фиолетовый цвет – тип: 'violacea';
  8. коричневый цвет – тип: 'brunea';
  9. черный цвет – тип: 'nigra';
  10. пурпурный цвет – тип: 'purpurea';
  11. белый (бесцветный) или имеющий едва заметный оттенок пигментации – тип: 'albina'.

Группа Variegata. Данная группа подразделяется на 5 подгрупп:

  1. 'tigrina' - на стебле имеются пятна с неровными краями, продолговатой, либо угловатой формы;
  2. 'maculata' – на стебле имеются пятна округлой формы;
  3. 'striata' – на стебле имеются полосы, которые расположены приблизительно поперек (под углом примерно 90o) к его оси;
  4. 'apicalis' – верхушка и основание стебля растения окрашены явно неодинаково;
  5. 'mixa' – объединяет растения со смешанными типами окраски.

Группа 'Varia' подразделяется на 20 подгрупп. За основу взято описание окраски стебля первой группы, но возраст сеянцев первых 10 подгрупп – после появления десяти и более ареол, следующих 10 подгрупп – до появления 10 ареол. К примеру, 1-ая подгруппа – xanthaterminalis, тип: 'xanthaterminalis': сеянец после появления десяти и более ареол развивается желтым. 5-ая подгруппа – rubraterminalis, тип: 'rubraterminalis': сеянец после появления десяти и более ареол развивается красным; 11-ая подгруппа – xanthaconstanta, тип: 'xanthaconstanta': cеянец до появления десяти ареол имеет желтую окраску стебля, которая в дальнейшем не меняется; 15-ая подгруппа – rubraconstanta, тип: 'rubraconstanta': сеянец до появления десяти ареол имеет красную окраску стебля, которая в дальнейшем не меняется.

Press for enlarge Рассматривая данную характеристику окраски стебля растений, заметим, что с первой группой обозначений, Monocolor, любители знакомы давно и пользуются ей. Новым является только выделение одноцветных растений в отдельную группу с названием 'Monocolor'. Кстати, третью группу можно и опустить как несущественную, если взять за основу только взрослые растения. В группе 'Monocolor' некоторые возражения могут вызвать названия подгрупп 3. xantha, тип: 'xantha' – желтый цвет, 4. aurantica, тип: 'aurantica' – оранжевый цвет и 9. nigra, тип: 'nigra' – черный цвет. Первый многие привыкли обозначать как 'aurea', второй – 'orange', а вот в отношении черного цвета двоякое мнение – существует ли он вообще? Большинство склонно считать, что его нет и под данным названием проходят растения с темно-коричневой окраской стебля.

А вот при характеристике окраски стебля второй группы, как и третьей, возникают трудности. В первую очередь из-за сложности названий. Во второй группе автор предлагает в названиях окраски стебля растений на первое место ставить тот цвет, которого больше всего, на последнее, перед названием подгруппы, - цвет, которого меньше всего на стебле. Каждая подгруппа объединяет как двуцветные, так и трех-, четырехцветные растения. К примеру, четырехцветный гимнокалициум (фото 1) относится к подгруппе tigrina и окраска его стебля будет характеризоваться как xanthоatroviridorubrоbruneatigrina. Согласитесь, что не очень-то просто написать такое слово. В то же время если его разложить на составляющие, то получится более понятно, но, тем не менее, все равно не употребимо в общении: xanthо – atrovirido – rubrо – brunea – tigrina или желто-темно-зеленая-красно-коричневая – пятнистая (пятна с неровными краями, продолговатой, либо угловатой формы).

Пожалуй, более точно, хотя и образно, выразился кандидат биологических наук Петр Лапшин: "Вообще-то любители откровенно игнорирует всякие уточнения, кроме самого указания на пестроту (variegata). Так что эти все классификации так и останутся на уровне ботанических "заморочек".

И все же, если вам потребуется более детальное описание окраски стебля кактуса (или других суккулентов), то вспомните об этой работе Николая Шеморакова. Польза от нее имеется. Изложенную им классификацию можно добавлять, сокращать, изменять, но в ней заложено начало и определенная ботаническая основа.

 

Cultivar e-magazin: Copyright (c) by Valery Kalishev, Chelyabinsk, Russia, since 2000.
Design and hosting by Peter Lapshin, since 2002. Contacts: Peter Lapshin

  Рейтинг@Mail.ru