Lapshin.org
Indoor
Floriculture


Leafy succulents
by Peter Lapshin

Cacti Library
'Cultivar' (V.Kalishev)

Moscow
Succulent Society

Moscow Indoor
Plant Club

Travels, nature,
botanical gardens

About Episcia
(Gesneriaceae)
Start page Cultivar: e-magazine about exotic forms of Cactaceae C U L T I V A R
e-Magazine about exotic forms of Cactaceae
ENGLISH / RUS-(Win1251)
  Start  I  Contents  I  Our Book  I  Links  I  Staff  I  For friends  I  Contacts 
 
Project by Valery Kalishev 
ISSUE 3 (13):

Complete articles list
Contents The Book
Сontents of this issue


Рейтинг@Mail.ru

 
IS ASTROPHYTUM 'SUPER KABUTO' - ASCAP?
By Igor M. Skoulkin, Ph.D.

Photo 1. The parental plant of 'Super Kabuto' acquired from Koehres, 3 years old.

It is safe to say that in the last 20 years Astrophytum asterias 'Super Kabuto' (SK) with an unusually fuzzy epidermis became one of the most popular cacti. The origin of the form is not fully understood though. According to T. Sato (1993), all SK are descendants of a single mutant cactus found by a Japanese cactophile M. Takeo in one of American collections in 1981. Another version was suggested by Y. Matzuoka on the Internet (1998). He said that the first 'Super Kabuto' and 'Miracle Kabuto' were natural mutants imported from Mexico in 1980. Further forms were created as a result of intraspecific hybridization (here and further italic is the author's – I. S.)

I was lucky to obtain seeds of SK from Koehres company in 1998. One part of the seedlings was grafted onto Selenicereus, another part onto Hylocereus, and some of them were left on own roots. All the un-grafted seedlings died in the first year and a half. As it usually happens, the first to die were the most beautiful seedlings with the thickest fuzz. The seedlings grafted onto Selenicereus grew faster than those onto Hylocereus, and in summer 1999 one of them bloomed (photo 1). At that time it was barely a year old. This, of course, is not a sensation, but a remarkable fact. I would like to quote Walter Haage and Otakar Sadovsky, the prominent experts in Astrophytum hybridization: "Grafted A. asterias sometimes bloom by the end of the second year of their life". They also indicate that "early blooming is a feature of hybrids".

Photo 2a. Photo 2a, 2b, 2c - 'F1' hybrids obtained as a result of crossing between 'Super Kabuto' x A. asterias, 1.5 years old.

Since the other SK having thicker fuzz, did not want to bloom in the second or even in the third year of their life, in 1999-2001 the flowers of the single blooming SK were pollinated with the pollen of a usual A. asterias, which I had used for producing normal A. asterias seeds and had no doubts in its purity.

A. asterias 'Super Kabuto' x A. asterias were the first F1 hybrids I created. During the first half-year of growing on their own roots all of them looked more or less like regular A. asterias – green, paunchy and bald. Actually, some of the F1 hybrids approached the original form of SK in terms of the fuzz thickness, though they never surpassed it.

Photo 2b.

Some of the F1 hybrids were grafted in 2000 (photo 2 a, b, c). To my great surprise, two plants having different degree of fuzziness, started to produce offshoots in the first year (photo 2 a, b). It was surprising, because the true A. asterias almost never gives offshoots. If, by some magic way they develop offshoots, they do it from cambium tearing all peripheral tissues, but not from areolas (similar happens to Lophophora). As you can see, SK hybrids develop their offshoots from areolas indeed.

Meanwhile I performed several attempts of reciprocal crossing, that is pollinating A. asterias with pollen of SK. Most of the attempts failed, but in the spring of 2001 two fruits set with about 70 seeds. Out of them I raised 52 seedlings, which are now about 6 months old (photo 3). Twenty-six of them, or 50% look like usual A. asterias or A. asterias х SK hybrids (photo 3, right). The other twenty-six seedlings look very unusual -- they formed sharp ribs and clearly shown the spines (photo 3, left)! Such appearance is rather typical for A. CAPAS or A. ASCAP (hybrids of A. asterias and A. capricorne), but it never occurs to A. asterias.

Photo 2c.

Skeptics who are especially numerous among cactophiles, would probably say that pollination was not done carefully, and some pollen of A. capricorne had gotten onto the stigma of A. asterias by insects, for instance. It may sound convincing but not a single A. capricorne was blooming in the greenhouse at that time. It means that the only source of A. capricorne genes were the genomes of the crossbred plants!

Taking into consideration that the original plant was a genetically pure A. asterias, it can be concluded that the SK species initially contained a significant number of A. capricorne genes. It means that either the first SK was a hybrid with A. capricorne, or Japanese and German SK selectionists hybridized it with A. capricorne. Still, it's not clear why A. capricorne genes did not show up in the crossbreeding of SK and А. asterias.

Photo 3. Baby cacti. Phenotype splitting of 'F1' hybrids from reciprocal crossing between A. asterias and A. asterias 'Super Kabuto'. The seedlings are 6 months old.

I would like to quote Haage and Sadovsky again: "F2 hybrids of CAPAS x CAPAS have less fuzz and spines... F2 remain small, even smaller than A. asterias... Like Echinopsis, they produce shoots". And further on: "Pure Astrophytum never forms shoots, even if the apex is damaged".

Let's sum it up. It is obvious that the 'Super Кabuto' genome contains not only A. asterias genes but also A. capricorne genes, and maybe others. T. Sato proved it indirectly by saying that "some maternal plants were not pure А. asterias. As a result spiny clones appear rather often" (Sato, 1993). Consequently, the name Astrophytum asterias cv. Super Kabuto is not quite correct.

LITERATURE

  1. "Internet interview", KiNTO (Cacti and Not Only), #3-1998
  2. W. Haage, O. Sadovsky, Kaktusy-Zvyezdy (Star Cacti), Moscow, 1973
  3. T. Sato, Astrophytum Handbook, Vol. 1 (Asterias family), 1993

 

Cultivar e-magazin: Copyright (c) by Valery Kalishev, Chelyabinsk, Russia, since 2000.
Design and hosting by Peter Lapshin, since 2002. Contacts: Peter Lapshin

  Рейтинг@Mail.ru

Lapshin.org
Комнатное
цветоводство

Листовые
суккуленты

Заказ растений
почтой по России

Секция
кактусистов

Путешествия
Ботанические сады

Экзотические
кактусы (статьи)

Комнатные
растения

Об Эписциях
(Геснериевые)
Start page Cultivar: e-magazine about exotic forms of Cactaceae Проект Валерия Калишева
журнал любителей кактусных аномалий
ENGLISH / Рус-Win1251
 Начало  I  Оглавление  I  Книга  I  Клубы  I  Ссылки  I  Редакция  I  Друзьям сайта  I  Контакты 
 
НОМЕР 3 (13):

Оглавление статей
Оглавление Книги
Оглавление выпуска


Рейтинг@Mail.ru

 
ASTROPHYTUM 'SUPER KABUTO' - ASCAP?
И. М. Скулкин, к. б. н.

Photo 1. "Родитель" - родительская форма 'Super Kabuto' от фирмы Koehres, 3 года.

Не будет большим преувеличением сказать, что одним из самых популярных кактусов за последние 20 лет стал астрофитум 'Super Kabuto' (далее в тексте – СК), форма Astrophytum asterias с необычайно плотно опушенным эпидермисом. Происхождение данной формы полностью не ясно. По версии Т. Сато (1993), все СК являются потомками одного-единственного кактуса-мутанта, обнаруженного японским кактусоводом М. Такео в одной из коллекций в США в 1981 г. По другой, высказанной Й. Мацуокой в Интернете (1998), "первые 'Super Kabuto' и 'Miracle Kabuto' были природными мутантами, которые в 1980 г. были импортированы из Мексики. В дальнейшем формы получены путем внутривидовой гибридизации" (курсив здесь и далее мой - И. С.).

Мне удалось получить семена СК от фирмы Koehres лишь в 1998 году. Часть сеянцев сразу была привита на Selenicereus, часть - на Hylocereus, а некоторые были оставлены на своих корнях. Сразу скажу, что все корнесобственные сеянцы в течение полутора лет так или иначе погибли, причем первыми отправились на тот свет, как это всегда и бывает, именно самые красивые, наиболее плотно опушенные растения.

Photo 2a. Фото 2a, 2b, 2c - "Гибриды 'F1' от скрещивания 'Super Kabuto' x A. asterias", 1,5 года.

На Selenicereus СК росли заметно быстрее, чем на Hylocereus, и уже летом 1999 г. один из СК (фото 1) в возрасте чуть менее года, зацвел. Это, конечно, не сенсация, но достаточно примечательный сам по себе факт. Процитирую крупнейших специалистов по гибридизации Astrophytum Вальтера Хааге и Отакара Садовского: "Привитые A. asterias иногда зацветают к концу второго года жизни". Они же указывают, замечу, что "раннее цветение - признак гибридов".

Поскольку другие СК, кстати, гораздо более плотно опушенные, цвести ни на второй, ни даже на третий год жизни не пожелали, цветки единственного цветущего СК в 1999-2001 гг. опылялись пыльцой обычного A. asterias, который до этого на протяжении многих лет служил мне верой и правдой как надежный "производитель" нормальных семян A. asterias и не давал никаких оснований усомниться в своей чистопородности.

Photo 2b.

Так были вначале получены гибриды F1: A. 'Super Kabuto' x A. asterias. В первые полгода жизни на своих корнях все они более или менее напоминали обычные, т.е. зеленые, пузатые и лысоватые сеянцы A. asterias. Справедливости ради нужно сказать, что некоторые гибриды F1 приближались по плотности "оклочкования" к материнской форме СК , хотя и никогда не превосходили ее.

Некоторые из гибридов F1 в 2000 г. были привиты (фото 2а, 2б, 2в), и, к моему удивлению, два растения, весьма значительно отличающиеся между собой по "оклочкованию", начали в первый же год жизни в большом количестве давать детки (фото 2а, 2б). Это удивительно потому, что настоящий A. asterias деток практически никогда не дает, а, уж если чудом они и образутся, то не из ареол, а из камбия, прорывая при росте все периферические ткани (нечто подобное бывает у Lophophora). У гибридов СК, как вы видите, большинство деток образуются именно из ареол.

Photo 2c.

Одновременно с этим, многократно производились и попытки реципрокного, т.е. обратного, скрещивания - опыления A. asterias пыльцой СК. Эти попытки чаще всего были безуспешными, однако весной 2001 г. завязалось 2 плода, в которых сформировалось около 70 семян. Из них получено 52 сеянца, достигших к настоящему времени возраста около 6 месяцев (фото 3). 26 из них, т.е ровно 50% сейчас весьма напоминают обычные A. asterias или, если угодно, гибриды A. asterias х СК (на фото 3 - преимущественно справа). Другие 26 выглядят совершенно необычно: у них образовались острые ребра и явно выраженные колючки! (на фото 3 - слева). Подобный облик весьма характерен для A. CAPAS или A. ASCAP, т.е. гибридов A. asterias и A. capricorne, но никогда не отмечается у настоящих A. asterias.

Скептики, которых среди кактусистов почему-то гораздо больше, чем среди населения в целом, тут же скажут, что опыление было проведено небрежно, что на рыльце пестика материнского A. asterias так или иначе попала пыльца с A. capricorne, цветки потоптали мухи или какие-либо иные насекомые... и т.д, и т.п. Все эти аргументы были бы весьма убедительными, однако на самом деле ни одно растение A.capricorne в тот момент в теплице не цвело, а значит пыльце и генам A. capricorne взяться было просто неоткуда, кроме как из геномов скрещивавшихся растений !

Photo 3. "Кактусята" - расщепление по фенотипу гибридов 'F1' от реципрокного скрещивания A. asterias х 'Super Kabuto'. Возраст сеянцев 6 месяцев.

Учитывая, что материнским растением был генетически "чистый", многократно проверенный A. asterias, нам остается сделать вывод, что СК изначально содержал в себе значительное количество генов A. capricorne. Это означает, что либо первое растение СК уже было гибридом с A. capricorne, либо японские и немецкие селекционеры, размножавшие СК, применяли гибридизацию его с A. capricorne. Непонятно, правда, почему гены A. capricorne не проявлялись в скрещивании СК х А. asterias.

Процитируем еще раз Хааге и Садовского: "У гибридов F2 CAPAS x CAPAS сильное уменьшение околючения и оклочкования ... F2 остаются маленькими, даже меньше A.asterias... Они дают, как Echinopsis, боковые побеги". И далее: "Чистые Astrophytum никогда не образуют боковых побегов, даже когда повреждена их верхушка".

Подведем итоги. Очевидно, что в геноме "Super Кabuto" находятся не только гены A.asterias, но и гены A. capricorne, а, может быть, и еще чьи-то. Косвенным подтверждением этого является указание Т. Сато, что при размножении форм СК вначале "некоторые материнские растения не были чистыми А. asterias, в результате этого часто появляются околюченные клоны" (Sato, 1993). Следовательно, название "Astrophytum asterias cv. Super Kabuto" является не совсем корректным.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Интервью по Интернет, "КиНТО", 1998, № 3
  2. Хааге В., Садовский О., "Кактусы - звезды". Пер. В. А. Скородумова, М.: 1973
  3. Sato T., "Astrophytum Handbook", Vol. #1 (Asterias family), 1993

 

Cultivar e-magazin: Copyright (c) by Valery Kalishev, Chelyabinsk, Russia, since 2000.
Design and hosting by Peter Lapshin, since 2002. Contacts: Peter Lapshin

  Рейтинг@Mail.ru